Выставки
Ботанические модели Бренделя. Природа и искусство. Часть 3.
Ботанические модели Бренделя. Природа и искусство. Часть 3.
Название выставки
Ботанические модели Бренделя. Природа и искусство. Часть 3.
Аннотация
Предлагаем к вниманию третью часть выставки. С середины XIX века настало то самое время, когда наука, техника и культура быстро менялись и развивались, приводя общество в новую, модернизированную эпоху. Быстро менялось и образование, особенно в области технических и естественноисторических наук. Спрос на наглядный материал для целей обучения все возрастал. Был налажен выпуск моделей для школ и институтов. Модели должны были быть научно точными, относительно дешево стоить, и быть достаточно долговечными, чтобы пережить несколько поколений студентов. Папье-маше стал тем самым экономичным материалом при создании моделей в крупномасштабном производстве. Для ботаники наиболее известны и высоко оценены модели Бренделя: цветки, грибы и папоротники, бактерии, мхи, хвойные растения, соцветия и анатомические структуры. Учитывая их научную точность и реализм, образовательная ценность моделей XIX века нисколько не уменьшилась, и действительно, некоторые учреждения используют их до сих пор. Наиболее известны «цветочные» модели Бренделя. Компания «Брендель» была основана в 1866 г. Робертом Бренделем (1821-1898) в Бреслау (ныне Польша). Модели были созданы из пресс-форм, основной материал папье- маше с использованием самых разных дополнительных материалов: дерева, желатина, перьев, шерсти, бусин и т. д. Модели, изготовленные в крупном масштабе, показывали очень четко репродуктивные органы растений и использовались при обучении ботанике. Ценной особенностью моделей Бренделя была возможность разбирать и собрать их детали (части). Начав производство с 30-ти моделей, со временем оно стало богаче и включало около двухсот. Ныне их можно рассматривать как изысканные произведения искусства. При взгляде на них поражает красота и точность моделей. В Санкт-Петербургский университет коллекция моделей Бренделя была приобретена в 1897 г. при заведующем кафедрой Христофоре Яковлевиче Гоби (1847- 1919).