Открытие К.М. Кошицем Ёнского и, за год до этого, в 1932 г. Д.В. Шифриным, Оленегорского м-ний железных руд поставило вопрос о создании нового горнометаллургического комплекса на СЗ страны. Шло активное обсуждение актуальной для машиностроительной индустрии Ленинграда проблемы, на Ковдоре проводились небольшие разведочные и исследовательские работы геологическими партиями трестов «Апатит» (1936 г.), «Североникель» и МГРИ (1940 г.). Однако объектами изучения в предвоенные годы были, в основном, карбонатные породы, которые могли быть использованы в качестве флюса.
Принципиальное решение о строительстве металлургического завода на сырьевой базе кольских железорудных м-й было принято в конце 1938 г. В 1940 г. Ленинградское геологическое управление получило правительственное задание – в течение двух лет провести детальную разведку Ковдорского м-я по промышленным категориям, используя большой объём бурения, а также составить геологическую карту рудного тела. С этой целью была организована Ёнская геологоразведочная экспедиция во главе с Д.В. Шифриным. Экспедиция разместилась на северном берегу озера Ковдор в палатках и помещениях бывшей погранзаставы. Поисковый отряд возглавляла Ц.Г. Златкинд. Консультировал разведчиков старший геолог Ленинградского геологического управления Д.Ф. Мурашов, который ещё в 1934 г. дал первую промышленную оценку Ковдорского месторождения и выделил основные типы магнетитовых руд. Интересуясь ходом выполнения правительственного задания, осенью 1940 года экспедицию посетил нарком геологии И.И. Малышев. Весной 1941 г. завершилось строительство ж/д ветки от магистрали Мурманск-Ленинград до м-я. Всё было подготовлено для развертывания строительства горнорудного комплекса. Начавшаяся на второй день после пуска ж/д война прервала эти планы. Работы были остановлены, оборудование частично вывезено в Ленинград, частично зарыто в шурфах и котлованах, рельсы сняты с полотна и использованы для нужд обороны, сотрудники эвакуированы или ушли на фронт.