В октябре 1920 г. III съезд РКСМ предлагает «в целях рационального улучшения положения подростков-одиночек и вообще рабочей молодежи в жилищном отношении провести государственное декретирование домов-коммун для рабочей молодежи». В августе вопрос об организации домов-коммун для рабочей молодежи рассматривался Центральной комиссией по улучшению быта рабочих, а в сентябре 1921 г., IV съезд РКСМ счел необходимым отметить в программе, что дома-коммуны способствуют социальному воспитанию рабочей молодежи, так как освобождают ее «из-под разлагающего влияния улицы, мелкобуржуазных настроений семьи, тяжелых материальных условий… домашнего существования».
Из воспоминаний бывшего студента-комсомольца Г. М. Цвильмана: «Партийная организация решила создать другое общежитие для вновь поступающих, в Петрограде в это время имелось много домов совсем не используемых или малозаселенных. Трудности были не в получении дома, а в приведении его в жилое состояние… Студент Яков Гольдберг нашел для этой цели подходящее здание бывш. гостиницы на Мытнинской набережной. Когда мы в первый раз пришли посмотреть это здание, то нам стало немного жутко… По главной внутренней лестнице с верхнего этажа до самого низа шел сплошной поток полузамерзших нечистот и воды… Стекла окон побиты… часть потолков грозила обвалом.
Только изобретательность и энергия нашего студенческого актива и энтузиастов этого дела — Конст. Вознесенского и Якова Гольдберга позволила преодолеть все трудности. Вскоре в новом общежитии появились первые жильцы. При общежитии организуется парикмахерская и баня… Во флигеле с печным отоплением, в одно из квартир на нижнем этаже…».