Начало интенсивных поисков алмазов в СССР относится к 1937 г. в связи с наложением эмбарго на ввоз алмазов, жизненно необходимых для бурения скважин. Тогда вышло постановление Правительства о проведении комплекса работ по поиску алмазных м-ний на Урале, где находки алмазов были известны с 1829 г. Присутствие коренных месторождений алмазов прогнозировалось и в В. Сибири.
В 1949 г. на р. Вилюй был найден первый алмаз, положивший начало интенсивной работе по поискам якутских алмазов и бурному темпу открытия россыпных, затем и их коренных м-ний. Открытие вилюйских алмазов не было случайным событием, а стало итогом многолетних изысканий геологов.
С 1950 г. начались широкомасштабные исследования геолого-съемочными отрядами и партиями ученых из Москвы, Ленинграда, Иркутска и Саратова. Среди них были опытные специалисты, занимавшиеся ранее поисками алмазов на Урале. С 1951 г. по поискам алмазов за Полярным кругом работали геологи из НИИГА, которые нашли алмаз в верховьях Мархи и обнаружили трубку «Ленинградская», не сразу отнеся ее к кимберлитовой.
В 1950 г. в Ленинграде для составления шлиховой карты Сибирской платформы была организована партия № 26 ЦЭ ВСЕГЕИ. Начальником партии назначена Н.Н. Сарсадских. В 1953 г. отряды выпускниц ЛГУ Н.Н. Сарсадских (1938) и Л.А. Попугаевой (1950), работая по р. Далдын, обнаружили кристалл алмаза весом 3,4 мг, крупные зерна красного граната и черного ильменита. После сравнения с настоящими африканскими пиропами работавший ранее по алмазной тематике на Урале доцент ЛГУ А.А. Кухаренко сделал вывод, что красные минералы и есть пиропы. В итоге А.А. Кухаренко и Н.Н. Сарсадских сформулировали положение о пироповом методе поиска коренных месторождений алмаза, использование которого привело к открытию месторождения. В 1954 г. в бассейне р. Далдын Лариса Анатольевна Попугаева, аспирантка кафедры минералогии ЛГУ, вместе с рабочим Ф. А. Беликовым открыла первое в Советском Союзе коренное месторождение алмазов – кимберлитовую трубку «Зарница».