Д. И. Менделеев на картине изображен за рабочей конторкой в старой университетской лаборатории. На переднем плане — столик с книгами, химической посудой, растворами, весами. Все это отвлекает внимание от главного, от лица, но вместе с тем помогает создать выразительный портрет. Обстановка лаборатории, выведенная художником на первый план, в свое время вызвала много критики и споров. Учёный на портрете Н. А. Ярошенко целиком погружен в работу, он думает, замер у своей конторки в типичной для него позе, подперев рукой голову, держа перо, взгляд сосредоточен на бумагах. Мы словно присутствуем при рождении идеи, которую он через мгновение запишет на бумаге.
Ярошенко был близким другом Д. И. Менделеева и хорошо знал ученого. Труд — вот что видел художник, встречаясь с Дмитрием Ивановичем, и он решил создать портрет ученого-химика, вдохновленного своими исследованиями.
Художник Николай Александрович Ярошенко работал в различных жанрах: от пейзажа и натюрморта до портрета и жанровых сцен. Наиболее ярко его творчество проявилось в создании исторических образов выдающихся людей, своих современников. Ярошенко был прирожденным художником-психологом, умевшим показать всю глубину человеческой души. Николай Александрович был близким другом многих представителей русской интеллигенции. В его квартире проходили знаменитые «субботы», ставшие своеобразным клубом прогрессивной петербургской интеллигенции. Постоянными посетителями были знаменитые художники — Репин, Куинджи, Поленов, Максимов, ученые — Менделеев, Павлов, писатели — Гаршин, Успенский, Короленко и др.
Н. А. Ярошенко более двадцати лет прослужил в Петербурге на патронном заводе в качестве военного инженера, незадолго до отставки ему был пожалован чин генерал-майора. Этот удивительный человек всю жизнь совмещал совершенно противоположные занятия: военную службу, принесшую ему чин генерала, и живопись, сделавшую его всемирно знаменитым художником.
Читать далее