Портрет овальной формы, оформлен в паспарту, изображение анфас.
Перед нами пожилая женщина. Темный фон, одежда тоже темных тонов. Спокойный усталый взгляд много повидавшего на своем веку человека. Это Анна Ивановна Менделеева, вторая жена великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Ей уже 70, лучшие годы прошли... Что еще ждет впереди?
Портрет написан в 1931 г. 30-ые годы ХХ века – трудное время для России. Начинается волна репрессий. Руководство страны использует культуру в качестве основного инструмента идеологической пропаганды. Партийные органы внимательно следят за деятельностью творческой интеллигенции, зачатки свободомыслия уничтожаются на корню, а из рядов творческих организаций вычищаются неугодные руководству лица.
Эти беды, в общем-то, обошли Анну Ивановну. Как вдова великого ученого она смогла получить место в Доме Престарелых Ученых в Санкт-Петербурге, где и жила до конца своих дней. Там же провел последние годы жизни и художник Николай Александрович Бруни (1856-1935 г.г.)